Курсы валют
на 20.09.2017Курс доллара США
Курс евро
Биржевой курс доллара США
Биржевой курс евро

Все валюты

Сегодня вторник, 19.09.2017: публикаций: 2042
Новости. Опубликовано 14.06.2017 14:25  Просмотров всего: 2084; сегодня: 11.

План Маршалла оказался сильнее планов маршалов

План Маршалла оказался сильнее планов маршалов

70 лет назад Соединенные Штаты Америки развернули масштабное наступление на Европу

США выдвинули план Маршалла как программу восстановления Европы после Второй мировой войны

План Маршалла оказался сильнее планов маршалов

Джордж Маршалл, Пятого июня 1947 года Джордж Маршалл, госсекретарь США, выступая в Гарвардском университете, рассказал о том, как Вашингтон планирует возрождать Европу. Этот план, получивший имя его создателя, стал по существу сигналом к экономическому наступлению на «старый континент», закончившемуся полным подчинением Европы в западной части американской экономико-политической машине.

Русские идут!

Это выступление Маршалла стало логичным продолжением речи президента США Гарри Трумэна, с которой он выступил перед американским конгрессом 12 марта 1947 года. Коротко ее суть: Советский Союз навязывает европейским государствам свою политику, мешая таким образом Вашингтону утверждать понятия демократии в освобожденной Европе. Следовательно, необходимо проводить «политику сдерживания», противодействуя СССР и его национально-патриотическим союзникам в Европе. А для этого Трумэн попросил конгресс выделить около 400 миллионов долларов для помощи Греции и Турции, которые якобы находятся под мощным давлением коммунистов. В самом деле, СССР тогда потребовал от Турции изменить статус черноморских проливов, а в Греции к власти фактически пришли коммунисты-партизаны, внесшие немалый вклад в разгром итало-германских фашистских войск. Балканы уплывали из-под влияния англосаксов, которые почему-то традиционно считали полуостров зоной своих интересов.

План Маршалла и стал по существу экономической формой сдерживания, в западной терминологии, коммунистической экспансии. Основания у США для этого были, и не только турецко-греческого происхождения. После Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне Европа резко полевела. Высочайший моральный авторитет СССР как носителя коммунистической идеи обусловил рост политического влияния компартий, члены которых к тому же в большинстве своем воевали с фашизмом.

В Италии в результате прошедших выборов Компартия получила 25 процентов мест в парламенте, во Франции — более 30 процентов. В Восточной Европе практически во всех странах к власти в ходе выборов пришли или коммунисты, или возглавляемые ими коалиции, как в Польше и Чехословакии. Еще чуть-чуть — и большая часть Западной Европы могла встать под красные знамена. Военным путем, как привыкли делать США в Латинской Америке, этот процесс остановить было нельзя, не рискуя получить обратный результат: боеготовые советские танковые армии снесли бы оккупационные войска в Атлантику за считаные недели. При этом советских солдат поддержало бы население в большинстве случаев. Сергей Штеменко, в те годы один из руководителей Генштаба, вспоминал, что в «мобилизационных планах Генштаба были предусмотрены все возможные варианты развития событий в Европе», а советские маршалы научились воевать в Европе беспроигрышно с гораздо более сильным врагом, чем звездно-полосатые любители фарцовки на черных рынках и кока-колы.

С другой стороны, монополии США лопались от денег: за годы войны они заработали на поставках вооружений и продовольствия не меньше 300 миллиардов долларов, по современному курсу — примерно 4,5 триллиона долларов. Золотой запас США к 1948 году возрос до 21 тысячи 800 тонн, что составило более 70 процентов всего золота мира. Но перевести промышленность на мирные рельсы в условиях капитализма возможно только через кризис, признаки которого все отчетливее начали проявляться в американской экономике: с учетом масштабов он грозил стать пострашнее знаменитого кризиса начала 30-х годов.

Надо отдать должное Маршаллу, кстати, бывшему начальнику генерального штаба американской армии: разработанный под его руководством план предусматривал, что будут решены главные политико-экономические проблемы послевоенной Америки.

План Маршалла

Из Метрополии — в колонию

В чем состояла суть американской «помощи» разгромленной экономике Европы? США готовы были предоставить до 20 миллиардов долларов (фактически было выделено 13,3 миллиарда) тем странам, которые согласятся с их планом «восстановления и развития экономики». Помощь эта должна была осуществляться в соответствии с двусторонними договорами, но при соблюдении нескольких базовых принципов.

Во-первых, речь шла в основном не о свободных деньгах, которыми страны могли распоряжаться как угодно, а о так называемых товарных кредитах — США направляли в Европу продукты, машины, одежду, оборудование и тому подобное по своему усмотрению, реализуя таким образом немалые товарные запасы и выигрывая время для структурной перестройки своей экономики. Треть из общей суммы, кстати, была израсходована на покупку американского продовольствия, что позволило снизить государственные субсидии США своим фермерам, получившим таким образом немалые инвестиционные ресурсы.

Другие условия также были далеки от благотворительности и жестко привязывали европейскую экономику к интересам финансово-промышленного капитала США.

Страны — получатели «помощи» обязаны были отказаться от национализации промышленности, сохранить свободу частного предпринимательства, создать льготный режим для американских частных инвестиций, гарантировать свободный доступ американских товаров при одновременном одностороннем снижении таможенных пошлин, ввести ограничения на торговлю со странами народной демократии и так далее. Одновременно США оговаривали право на строительство военных баз на территории «облагодетельствованных» стран.

Это, кстати, стало основой не афишируемой «военной» части плана Маршалла, который в итоге привел к военной интеграции Западной Европы в блоке НАТО уже через год после принятия конгрессом США закона об экономическом сотрудничестве, который в апреле 1948 года запустил реализацию плана Маршалла. Заметим, кстати, что оборонные расходы всех стран-реципиентов в рамках НАТО значительно превысили размеры финансовой помощи, которую они получили от США. Так что американцы остались верны себе: продали Европе ненужные излишки, получили проценты и прибыль от займов и кредитов, а в итоге заставили оплатить и свои военные расходы! К тому же, выставив требование о возвратности кредитов в долларовой форме, надолго привязали финансовые системы европейских стран к доллару (лишь Франция спустя восемнадцать лет отказалась от долларового эквивалента и вышла из военной организации блока НАТО).

В целом план Маршалла по существу ставил страны Европы в положение американских колоний. Парадокс состоял в том, что Франция, Нидерланды, Бельгия и другие метрополии расплачивались за американскую помощь сырьем из своих заморских территорий, что, впрочем, не смогло остановить распад колониальных империй: если метрополия становится фактически колонией, то колонии закономерно освобождаются от диктата. Последовали национально-освободительные войны в Индокитае и Африке. К 1960 году большинство колониальных стран получили независимость. Это также можно отнести к побочным эффектам плана Маршалла.

Но вернемся в 1948 год, когда американская долларовая благодать хлынула бурным потоком в Западную Европу. 4 апреля 1948 года конгресс США, как уже было упомянуто, одобрил четырехлетнюю программу экономической помощи Европе. Основная ее часть, как и следовало ожидать, пришлась на Великобританию (2,8 миллиарда долларов), Францию (2,5), Италию и Западную Германию (по 1,3), Нидерланды (1). Всего помощь получили 17 стран, было израсходовано в конечном итоге 17 миллиардов долларов, что эквивалентно в зависимости от методики подсчета примерно 200-500 миллиардам нынешних долларов. При этом американцы через специально созданный комитет жестко контролировали внутреннюю экономическую политику должников, а также их золотовалютные резервы и финансово-кредитную систему, которая к тому времени была включена в Бреттон-Вудскую систему и полностью зависела от доллара.

Западная Германия, помимо всех перечисленных ограничений, была вынуждена также передать свой немалый золотовалютный запас в американский Форт-Нокс. Судьба этих немецких ресурсов до сих пор окутана туманом, который не могут развеять вспыхивающие время от времени скандалы и расследования. Во всяком случае, официально признано, что сегодня во франкфуртском хранилище Бундесбанка хранится менее трети золотого запаса ФРГ.

В целом план Маршалла по существу ставил страны Европы в положение американских колоний»

СТАЛИН СКАЗАЛ «НЕТ»

Разумеется, в послевоенной Европе невозможно было игнорировать мнение Советского Союза и его союзников, организуя такую масштабную акцию, как восстановление экономики континента. СССР и восточноевропейские правительства получили приглашение участвовать в реализации плана Маршалла. Сталин первоначально с интересом отнесся к этому предложению: страна, разоренная войной, бесспорно, нуждалась в финансово-материальных ресурсах.

Но не любой ценой, о чем четко и недвусмысленно было заявлено в инструкциях Политбюро ЦК ВКП(б) для делегации во главе с Вячеславом Молотовым, направлявшейся в Париж, где 27 июня 1947 года открылось совещание министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР. Тема — обсуждение предложений Маршалла.

КукрыниксыПозиция СССР определялась во многом мнением академика Евгения Варги, которое он изложил Вячеславу Молотову в докладной записке от 24 июня: «План Маршалла в первую очередь должен явиться оружием смягчения экономического кризиса, приближение которого в США уже никто не отрицает… Если в интересах США нужно отдать за границу американские товары на много миллиардов долларов в кредит ненадежным должникам, то нужно постараться извлечь из этого максимальные политические выгоды». О серьезности советских намерений свидетельствует и тот факт, что послам в Варшаве, Праге и Белграде были даны указания довести до руководства соответственно Польши, Чехословакии и Югославии пожелания «проявить инициативу по обеспечению своего участия в указанных экономических мероприятиях (плане Маршалла. — Ред.) и заявить свои претензии, имея в виду, что некоторые европейские страны (Голландия, Бельгия) уже выступили с такими пожеланиями».

Совещание в Париже избавило советское руководство от иллюзий. Во-первых, для СССР было неприемлемо то обстоятельство, что американская помощь обуславливалась необходимостью выполнять распоряжения Администрации экономического сотрудничества, которая фактически определяла не только внутреннюю экономическую политику, но и получала доступ к информации о ресурсах, состоянии промышленности, к научно-техническим разработкам и так далее. Во-вторых, план Маршалла был полностью подконтролен США и осуществлялся вне рамок и критериев ООН, хотя там имелась соответствующая структура — Администрация помощи и восстановления Объединенных Наций, созданная 9 ноября 1943 года с целью оказывать помощь странам, пострадавшим в ходе войны.

В довершение ко всему Вячеслав Молотов 30 июня получил информацию советской разведки, в которой сообщалось, что руководители США и Великобритании договорились обусловить предоставление помощи СССР его отказом от германских репараций. Это было совершенно невозможно для СССР, единственным гарантированным источником внешних инвестиций для которого были трофейные поставки. 2 июля 1947 года парижское совещание завершилось отказом делегации СССР участвовать в осуществлении плана Маршалла. Вслед за СССР отказались от участия и страны Восточной Европы. Сталин заявил, что парижская конференция — часть плана Запада по изоляции СССР.

Примечательно, что одним из формальных критериев, по которым СССР не имел права на получение американской помощи, стал тот факт, что советский бюджет не имел дефицита. Это после кровопролитнейшей, разрушительной войны, в итоге которой было потеряно

не менее трети экономического потенциала! Забегая вперед, констатируем, что и СССР, и его восточноевропейские союзники восстановили экономику не позже, чем реципиенты американской помощи. В Советском Союзе карточки были отменены уже в 1947 году, в то время как несравненно меньше пострадавшая Британия отменила карточное нормирование только в 1951 году.

…Четыре года пролетели быстро: план Маршалла официально прекратил свое действие 30 декабря 1951 года. На смену ему пришел закон «О взаимном обеспечении безопасности», который конгресс США утвердил 10 октября 1951 года. Этот закон, официально признававший раздел Европы на зоны влияния, уже безо всяких фигур умолчания предусматривал возможность США одновременно предоставлять своим европейским сателлитам и военную, и экономическую помощь. Подчиненная роль некогда мировых европейских держав была официально закреплена.

Безусловно, этот план стал одним из самых успешных проектов американской дипломатии. США достигли всех целей, явных и скрытых. Перечислим их кратко: американский доллар стал основной международной валютой в Европе; влияние коммунистов и СССР в Западной Европе было ослаблено; США получили громадный рынок сбыта своей продукции; создана экономическая основа для военного блока НАТО; экономика США получила время и ресурсы для перестройки на работу в условиях мирного времени; американские монополии получили ощутимую прибыль, позволившую им осуществить модернизацию производства и нарастить научно-технический потенциал; зависимое положение европейских союзников позволило создать основы для внешнеполитического давления на советский блок; была создана мощная военная инфраструктура НАТО в американских интересах, причем ее содержание оплачивала Западная Европа.

Комментарий

Игорь Морозов

член Комитета Совета Федерации по международным делам

Схема, гарантирующая практически полную подчиненность Берлина Вашингтону…

Игорь МорозовПлан Маршалла, сформулированный в 1947 году, имел своей стратегической задачей закрепление Соединенных Штатов Америки на территории разрушенной войной Германии. Анализируя ту ситуацию, нужно понимать, что к этому времени уже была создана Организация Объединенных Наций. Именно она определила структуру политического мироустройства и систему управления послевоенным миром. Однако американцы не оставляли надежд на подчинение напрямую себе людей, технологий и промышленного капитала в Европе, главным образом в Германии, на что и был направлен план Маршалла.

При этом необходимо учитывать, что Соединенные Штаты к тому моменту уже считали европейцев частью своей экономики. В подтверждение этого можно вспомнить, как в 30-е годы прошлого века Генри Форд посредством прямых инвестиций помогал подниматься и развиваться немецкому промышленнику Круппу. Другие американские магнаты также очень активно вкладывались в набиравшую силу в то время военную индустрию Германии. А после окончания военных действий, по их мнению, наступило время для того, чтобы начать возвращать свои капиталовложения. Причем не столько в виде материальных благ, сколько, прежде всего, путем полного подчинения себе на долгие годы германской политической системы.

Таким образом, воспользовавшись этими факторами, американцы сумели навязать Германии договор, согласно которому внешняя политика с тех пор оказалась полностью подчинена Вашингтону. По сей день данная схема остается работоспособной, чем, кстати, во многом и объясняется поведение канцлера ФРГ Ангелы Меркель, которая, по сути, продолжает традиции, заложенные 70 лет назад.

Что касается реакции, которая должна была последовать со стороны Советского Союза на реализуемый США план Маршалла, то нужно понимать, что Сталин в тот период вынужденно ограничился выплаченными СССР репарациями, которые пошли на частичное восстановление разрушенной советской экономики. Москве достались отдельные технологии, заводы, а также военнопленные, трудившиеся у нас в промышленности, на восстановительных работах и в сельском хозяйстве до 1955 года.

На тот период Сталин удовлетворялся именно этим, так как для того, чтобы претендовать на большее, в том числе глобальное распространение политического влияния на всю Германию, у СССР не было необходимых экономических ресурсов. США же, в свою очередь, из Второй мировой войны вышли, прямо скажем, экономическим гигантом, что и обусловило наличие у них соответствующих возможностей.

К сожалению, предпосылки к изменению этой выстроенной сразу после окончания Второй мировой войны схемы, гарантирующей практически полную подчиненность Берлина Вашингтону, на сегодняшний день отсутствуют. Чтобы понять это, достаточно проанализировать размеры американо-германского товарооборота и сравнить их с объемами торговли между Россией и Германией. Тогда сразу становится понятно, что влияние Соединенных Штатов на ФРГ сохраняется и, очевидно, останется таким же мощным и безальтернативным в обозримой перспективе.


Ньюсмейкер: Сенатор Игорь Морозов — 331 публикация
Сайт: www.igor-morozov.ru

Субъекты РФ: Москва
Страны: Великобритания, Германия, Греция, Нидерланды, США, Турция, Франция
Тематические сайты: Международные отношения, История


   Поделиться: